Ассоциация Туризма Тверской области

Создание сети информационных центров туризма Тверской области

1. Аннотация проекта.

 В настоящее время одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.

Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2009 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации.

Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Тверская область обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события.

Однако туристский потенциал региона используется далеко не в полной мере.

 

             Информационные центры туризма (ИЦТ) являются важнейшим звеном туристской инфраструктуры во всех странах, уделяющих серьёзное внимание развитию въездного туризма. ИЦТ не только играют основную роль в создании единого туристского информационного пространства, но и участвуют в продвижении конкурентноспособного туристского продукта.

 

            Одна из актуальных тенденций современной индустрии туризма – увеличение числа людей, путешествующих индивидуально (самостоятельно), а не в составе организованных групп. В последние несколько лет данная тенденция проявляется и нашей стране, причем по оценкам экспертов, процесс увеличения доли индивидуальных туристов будет лишь усиливаться.

            Данное обстоятельство имеет принципиальное значение с точки зрения организации системы ИЦТ. Согласно экспертным оценкам, в Европе и США туристы, путешествующие самостоятельно, уже выработали привычку начинать знакомство с новой для них туристской дестинацией с посещения местного информационного центра туризма. Данная привычка позволяет этим центрам генерировать большой поток посетителей, что делает их привлекательными для всех участников туриндустрии.

 

            В России же привычка к посещению ИЦТ пока находится в стадии формирования у массового туриста, что вкупе с относительно невысокой долей индивидуального туристского потока существенно снижает количество посетителей локальных ИЦТ. Таким образом, туристские центры, работающие сейчас в России, оказываются преимущественно ориентированными не столько на информационную помощь уже приехавшим в их регион посетителям, сколько на тех, кто еще только планирует поездку.

2. Цели и задачи программы (проекта)

 

             Основная цель деятельности ИЦТ — реализация полномочий органов местного самоуправления муниципального образования  по осуществлению информационного обеспечения продвижения областного туристского ресурса, объекты которого находятся на территории Твери и Тверской области, осуществление действий,  направленных на увеличению количества туристов и экскурсантов и продолжительности их пребывания в Твери и области; продвижение Тверской области на туристских рынках; формирование единого информационного туристского пространства; содействие развитию сферы туризма; создание условий для повышения квалификации специалистов туристской отрасли. Осуществление деятельности в сфере туризма, культуры, массовой информации и издательской деятельности.


Деятельность ИЦТ направлена на:

 

 -  Развитие туристского сектора региона и оказание влияния на развитие туристских инфраструктуры (гостиницы рестораны и др.) – МСП, что в целом увеличит рост экономики Тверской области.

 

-    Улучшение туристской инфраструктуры  на территории Тверской области. Работа сети  информационных центров туризма будет способствовать увеличению количества приезжающих туристов в Тверь и Тверскую область.

 

-    Расширение сотрудничества между малыми предприятиями сферы туризма Тверской области и соседних регионов.

 

— Улучшение  информационной поддержки туристской деятельности территорий как на уровне области, так и не межрегиональном уровне.

 

-    Повышение уровня представленности информации о туристских возможностях Тверской  области в сети Интернет, в том числе и на международном уровне.

 

-    Повышение эффективности продвижения турпродукта на территории региона.

  Главными задачами ИЦТ являются создание комфортной информационной среды для гостей и жителей города и продвижение туристского продукта Твери и Тверской области на российском и международном туристских рынках. 

     Предлагаемые на рассмотрение виды деятельности ИЦТ:

  1. 1.    Предоставление услуг непосредственно обратившимся в ИЦТ клиентам:

a)      предоставление информации о репертуарах театра и кино;

b)      распространение буклетов, карт, содержащих информацию об основных туристических маршрутах, объектах размещения и питания, объектах показа, путеводителей по области и городу;

c)      бронирование и приобретение:

  • ·     размещения на любых туристических объектах региона, в том числе турбазах;
  • ·      участия в активных турах (пешие, конные, вело и мотопрогулки, авто-путешествия, комбинированные путешествия, рыбалки, теплоходные прогулки и др.),
  • ·     экскурсионных услуг;
  • ·     транспортных услуг;
  • ·      страхования.

d)      распространение видеокассет и сувенирной продукции;

e)      самостоятельный  поиск клиентом вышеуказанной информации чрез электронный терминал.

f)       предоставление данных об экскурсоводах и гидах;

g)      предоставление прочей информации:

  • ·        правила въезда в место временного пребывания;
  • ·         обычаях местного населения;
  • ·         религиозных обрядах, святынях, особо охраняемых природных и культурно-исторических территориях и объектах;
  • ·        объектах туристского показа, специализированного размещения; питания;
  • ·         туристско-экскурсионного обслуживания;
  • ·        иной существенной информации для организации отдыха и туризма в регионе
  1. 2.    Предоставление услуг через размещение на сайте ИЦТ:

a)        предоставление информации о репертуарах театра и кино;

b)        предоставление информации об основных туристических маршрутах, объектах размещения и питания, объектах показа, путеводителей по области и городу;

c)         предоставление компьютерной базы данных экскурсоводов и гидов-переводчиков;

d)        интернет – магазин сувенирной продукции, изделий местных ремесленников и народных промыслов;

e)        предоставление тематически систематизированной информации об основных направлениях отрасли. Основные разделы базы данных:

  • ·        достопримечательности города;
  • ·        отдых и развлечения;
  • ·        гостиницы;
  • ·        санатории и курорты;
  • ·        события культурной жизни;
  • ·        специализированные выставки;
  • ·        бары, кафе, рестораны;
  • ·        кинотеатры, клубы, казино;
  • ·        туристские фирмы;
  • ·        транспорт;
  • ·        безопасность туристов;
  • ·        гиды-экскурсоводы;
  • ·        турпрограммы.

  1. 3.    Организация выставок:

a)      выставок — продаж сувенирной продукции, изделий народных промыслов;

b)      выставок-продаж путевок, в том числе экскурсионных и путевок выходного дня;

c)      выставок – продаж сельхозпроизводителей региона;

  1. 4.    Участие в выставках, подходящих под тематику работы ИЦТ, организованных в других регионах:

a)        участие ИЦТ, как представителя отрасли;

b)        организация участия представителей определенных отраслей;

c)          участие в региональных и международных туристских выставках, конференциях, семинарах и встречах с представителями российских и зарубежных СМИ.

  1. 5.    Повышение профессионального уровня работников отрасли:

a)        организация обучающих семинаров, отраслевых тренингов с целью повышения эффективности туристического бизнеса отрасли;

b)         участие сотрудников ИЦТ во многих научно-практических конференциях и круглых столах, посвященных работе туристической отрасли;

c)         оказание методической и консультационной помощи сотрудникам отрасли;

d)          разработка и издание информационно-методической литературы для  профессионалов экскурсионного дела.

  1. 6.     Представление интересов региона в ИЦТ других регионов.

 

  1. 7.    Разработка и осуществление разовых проектов, участие в других мероприятиях:

a)        организация и проведение торжественных тематических мероприятий, фестивалей, выставок;

b)        разработка и реализация проектов, направленных на создание и продвижение  новых туристских продуктов;

c)         привлечение туристов в регион на мероприятия событийного туризма: спектакли, фестивали классической музыки и выставки, проводимые в регионе.

d)          создание и продвижение принципиально новых туристских продукта, объединяющего культурный, образовательный и экологический туризм региона;

 

  1. 8.    Осуществление деятельности, направленной на повышение имиджа отрасли в регионе и за его пределами:

a)        публикации по направлениям деятельности ИЦТ в специализированных журналах и сборниках;

b)        проведение презентаций туристского потенциала региона, пресс-туров, пресс-конференций, рабочих встреч и переговоров с партнерами. 
печать тематических буклетов, брошюр, туристических карт;

c)         аккредитация объектов туризма, гидов и  экскурсоводов;

d)         осуществление информационно-рекламной деятельности в интересах предприятий туристкой инфраструктуры региона.

  1. 9.    Проведение маркетинговых исследований по деятельности отрасли. Сбор и анализ маркетинговой и статистической  информации о туристских потоках.

Разработка  методики статистического учета для применения на территории Тверской области.

 

  1. 10.    Создание и поддержка интернет –ресурса, а именно сайта ИЦТ.

 

  1. 11.    Издательская деятельность.

Издания для туристов, экскурсантов, горожан, представителей турбизнеса:

  • ·        Создание унифицированного набора информационных буклетов с символикой сети ИТЦ: путеводители, карты, справочники, брошюр и др.

 

 

Этапы реализации проекта организации сети ИЦТ:

 

            1.На первом этапе реализации проекта предлагается выбрать три района, где создание туристско-информационного центра будет наиболее целесообразно.

 

            Предлагается организовать работу по организации ИЦТ в следующем порядке:

 В 2011г. ТИЦ в Твери, Калязинском и Осташковском районе.  При этом ИЦТ в Твери планируется как головной, на базе которого будет осуществляться общее руководство сети ИЦТ, организован учет, юридическое обслуживание, централизованная закупка (производство) и распределение сувенирной продукции и рекламного материала, сопровождение баз данных.

 

 

 

Некоммерческие

 

Функции ТИЦ в Тверской области

 

Коммерческие

Основные

Дополнительные

 

Образование сети ТИЦ на территории региона способствует легализации туристского рынка, т.е. появлению мощного конкурента для московских турагенств, побуждающих тверские средства размещения работать по серым схемам. В настоящее время распространена практика продажи всего турпакета только в московские представительства, что ведет за собой полное отсутствие контроля  финансовых потоков.

 

Также, в дальнейшем,  возможна установка автоматизированных систем управления для отслеживания движения туристских потоков, т.е. практически создать клиентскую базу данных.  Наличие такой базы данных обеспечивает возможность по продвижению Тверского региона в сфере туризма, гостеприимства, в том числе и  в других сферах предоставления услуг.

 

В настоящее время идет активизация представителей бизнеса по организации коммерческих  ТИЦ  в районных центрах области. Однако, существуют причины, по которым невозможна правильная организация их работы: в результате происходит искажение позиционирования ТИЦ как объективного источника предоставления бесплатной информации, его функции сведутся к функциям турагенства, работающего по коммерческой схеме и фактически вступающего в конкуренцию с остальными участниками регионального туристического рынка.

 

Отсутствие «Сети Туристско-информационных центров Тверского региона» на нынешнем этапе развития туристического рынка нашей области уже становится серьезным сдерживающим  фактором, не позволяющим полноценно использовать туристские ресурсы области и, как следствие, приводит к недополучению доходов от туристской деятельности.