Расширенное заседание Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике12.02.2015
РЕШЕНИЕ г. Москва, Совет Федерации I. О необходимости разработки законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию условий для развития туризма. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее – законопроект) разработан Министерством культуры Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму в связи с обращениями ряда субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ) установлены права органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по созданию условий для развития туризма. В соответствии с указанными нормами предусматриваются средства в бюджетах муниципальных образовании на мероприятия по развитию туризма. Вместе с тем, данная норма ограничивается положениями части 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации по отношению к высокодотационным муниципальным образованиям, не имеющим права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Таким образом, большая часть муниципальных образований Российской Федерации не имеет право финансировать из своих бюджетов мероприятия, направленные на создание условий для развития туризма в связи с отсутствием соответствующих полномочий. На заседании выступили представители Ярославской области и Пермского края. По их мнению, необходимо вносить изменения в 131-ФЗ в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по созданию условий для развития туризма. Отсутствие таких полномочий сдерживает развитие туристской отрасли в малых городах. Большинство муниципальных образований в России являются дотационными, а туризм может дать возможность созданию новых рабочих мест, стимулированию смежных отраслей, социально-экономическому развитию территорий и регионов, что, в свою очередь, будет способствовать развитию внутреннего туризма в России. На заседании было высказано предложение доработать законодательную инициативу возможно путем внесения соответствующих изменений не в 131-ФЗ или не только в 131-ФЗ, но и в Бюджетный кодекс Российской Федерации. В этой связи с целью решения проблемы, возникшей у значительного числа муниципальных образований, желающих создавать благоприятные условия для развития туризма, участниками расширенного заседания Экспертного совета по туризму принято решение: 1. Поддержать законодательную инициативу, разработанную Минкультуры России совместно с Ростуризмом по инициативе субъектов Российской Федерации. 2. Рекомендовать Минкультуры России, Ростуризму совместно с субъектами Российской Федерации доработать законопроект с учетом высказанных замечаний и предложений. II. О законопроекте № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (в части конкретизации полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности). По мнению участников расширенного заседания Экспертного совета по туризму в сегодняшних политических и экономических условиях сложилась уникальная ситуация, которая может стимулировать развитие внутреннего и въездного туризма в России. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма. Именно на это направлен законопроект № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (далее – законопроект). В составе законопроекта имеются нормы, включенные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В. В.Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д. А.Медведева по ряду вопросов развития туризма в стране. Законопроект прошёл многочисленные обсуждения и согласования, готовился сенаторами совместно с Минкультуры России, Ростуризмом, субъектами Российской Федерации, Российским союзом туриндустрии, Ассоциацией гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров и другими представителями туристского сообщества. Принятие указанного проекта федерального закона будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, повышению качества и безопасности туруслуг, формированию, продвижению и реализации конкурентоспособного отечественного турпродукта, социально-экономическому развитию регионов и России в целом. Законопроект внесен в Государственную Думу 17 членами Совета Федерации[1], принят Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2013 года. Срок внесения поправок к законопроекту истек 15 июля 2013 года, поправки Правительства Российской Федерации поступили в Государственную Думу 11 июля 2014 года. Однако, до сих пор во втором чтении законопроект не рассмотрен. В связи с тем, что для развития туризма в Российской Федерации необходимо разделение полномочий в сфере туризма на федеральном, региональном уровнях и прав муниципальных образований, участники расширенного заседания Экспертного совета по туризму приняли решение рекомендовать: 1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: ускорить рассмотрение и принятие законопроекта № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“; 2. Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации: — оказать содействие в ускорении рассмотрения и принятия законопроекта № 612877-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“. III. О внесении изменений в «Модельный закон о туристской деятельности», принятый на 27 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 27-15 от 16 ноября 2006 года). Модельный закон о туристской деятельности (далее – Модельный закон) принят в 2006 году. Он призван обеспечивать развитие экономического сотрудничества и культурное взаимообогащение народов, способствовать укреплению гражданского мира и согласия, взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей, всемерно содействовать сближению нормативно-правовых основ государств-участников СНГ в соответствующей области регулирования правоотношений, формированию и развитию в рамках Содружества Независимых Государств цивилизованного туристского пространства. Участники расширенного заседания Экспертного совета по туризму поддержали необходимость внесение изменений в Модельный закон, высказали замечания и предложения, которые касались согласования нововведений с законодательствами стран СНГ, в том числе последними изменениями в российское законодательство, а также развития социального туризма, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, работы туроператоров и турагентов с туристами через Интернет и др. С целью совершенствования законодательства, регулирующего сферу туризма в странах СНГ, участниками расширенного заседания Экспертного совета по туризму принято решение: 1. Поддержать необходимость подготовки изменений в Модельный закон о туристской деятельности с учетом высказанных замечаний и предложений. Председатель Экспертного [1] Законопроект внесен в Государственную Думу 17 членами Совета Федерации: В.В.Рязанским, А.А.Борисовым, М.Г.Кавджарадзе, В.С.Косоуровым, В.А.Фетисовым, Ю.Л.Воробьевым, а также И.Б.Бечеловым, В.А.Жидких, Т.В.Заболотной, В.Е.Оськиной, А.Н.Лоторевым, Л.Н.Пономаревой, Ю.В.Смирновым, К.В.Сурковым, Н.И.Тонковым, Ю.В.Шамковым, В.В.Якубовским в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации. Назад |
Ассоциация Туризма Тверской области