Север-Западный гостиничный форум станет ежегодным19.10.2010
Север-Западный гостиничный форум станет ежегоднымВ рамках XVIII международной туристской выставки Inwetex – CIS Travel Market в Санкт-Петербурге состоялся Первый Северо-Западный гостиничный форум, организаторами которого выступили Российский союз туриндустрии, Ассоциация содействия туристским технологиям и компания «Нота Бена» при поддержке правительства Санкт-Петербурга. В нём приняли участие представители власти, общественных объединений, отельного и туристического бизнеса. Гостями форума стали десятки отельеров из Петербурга и других регионов России. Гостей и участников форума приветствовали президент Российского союза туридустрии Сергей Шпилько и вице-президент РСТ и глава его Северо-Западного отделения Сергей Корнеев. В качестве спикеров выступали генеральный директор УК Cronwell Management Алексей Мусакин, директор представительства по международным продажам в России и СНГ Intercontinental Hotels Group Алексей Волов, эксперт по сертификации услуг АНО «Тест Санкт-Петербург» Лилия Биткулова, вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров Вадим Прасов, председатель комиссии по работе с объектами размещения Ассоциации содействия туристским технологиям Михаил Ушаков, исполнительный директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова, коммерческий директор телеканала Russian Travel Guide Александр Елисеев, коммерческий директор компании «Нота Бена» Сергей Артёмов, президент школы отельеров Елена Речиц, директор по продажам компании «Рексофт» Юрий Цветков, а также профессор Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Сергей Леонидович Мукомолов. По мнению Сергея Шпилько, гостиничному рынку сейчас нужна активная поддержка государства – налоговые преференции, уменьшение административных барьеров, программы льготного кредитования. Например, в 21-й европейской стране ставки НДС снижены на 5-7%. Вслед за снижением доходности в связи с экономическим кризисом сократилось финансирование проектов, упали темпы ввода новых отелей, увеличились сроки окупаемости, возросли инвестиционные риски. «В целом, гостиничная отрасль России переживает непростые времена. Мы наблюдаем целый комплекс проблем, требующих такого же оперативного решения, как и в других секторах туризма. Для того чтобы решать эти проблемы, гостиничному бизнесу необходимо активнее объединятся, как внутри своего сообщества, так и со смежниками, в частности турбизнесом», – призвал Сергей Шпилько. Вице-президент РСТ Сергей Корнеев отметил, что решение проблем гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга – это постоянная и непрекращающаяся работа СЗРО РСТ. Несколько лет назад при правительстве города, по инициативе СЗРО РСТ, была создана Рабочая группа по мини-отелям, призванная совместно решать накопившиеся и возникающие проблемы. В ходе каждого заседания Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ обсуждаются острые вопросы отельеров. «Нашей победой можно считать освобождение гостиниц от финансового обременения со стороны РАО (Российское авторское общество) и ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) в части взимания авторских вознаграждений за публичное исполнение музыкальных произведений и фонограмм в номерном фонде», – сказал он. Напомним, в последнем официальном ответе от Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия сообщается, в частности, что Правовое управление Росохранкультуры при проведении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах не будет считать нарушениями случаи, при которых вознаграждение за использование обнародованных музыкальных произведений и их фонограмм с помощью технических средств, установленных в номере гостиницы (санатория, пансионата и т.п.), не выплачивается. Сейчас на эту тему готовится общее соглашение РСТ и РАО. На примере эффективного взаимодействия союза турбизнеса и гостиниц Санкт-Петербурга с самым разным номерным фондом в решении многих проблем, Сергей Корнеев рассказал и о текущей работе. Так, в настоящее время разработаны и направлены в федеральные органы власти предложения по совершенствованию Федерального законодательства в сфере миграционного учета и регистрации иностранных туристов. Сергей Корнеев сообщил также о продолжении сотрудничества по утвержденному графику мероприятий с УФМС и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (Роспотребнадзор) в рамках соглашений о сотрудничестве, заключенных между СЗРО РСТ и этими структурами. В выступлении регионального эксперта по сертификации и классификации средств размещения, руководителя направления по сертификации услуг АНО «ТЕСТ-С.-Петербург» Лилии Биткуловой был дан анализ ситуации по классификации гостиниц в России и обзор нормативной базы по классификации гостиниц в России в 2010 году. По ее словам, за годы существования системы классификации, начиная с 2003 года и по декабрь 2009 года, в России менее 500 гостиниц подтвердили свой «звездный» статус, то есть всего 4%. По Санкт-Петербургу это не более 10 гостиниц с «официальными звездами». Тогда как сертификат на услуги гостиниц, подтверждающий соответствие минимальным требованиям национального стандарта имеют практически все легально работающие и вновь открывающиеся отели (более 80%). Одно другое не исключает, а наоборот дополняет. Добровольная сертификация – первая ступень, которая помогает гостиницам готовиться к классификации. С начала 2010 года внесены изменения в закон «Об основах туристкой деятельности», утвержден приказом Минспортуризма порядок классификации объектов туриндустрии. Почему же ни одна гостиница в 2010 году не получила желаемых «звезд»? Отвечая на этот вопрос, Лилия Биткулова сказала, что до сегодняшнего дня не утверждено положение об аккредитации организаций и экспертов, оно проходит согласование в Минюсте. По ее мнению, классификации гостиниц в России может получить мощный толчок к развитию и вызвать интерес у отельеров, если будет привязка к налоговому законодательству (уменьшение величины налога для отелей определенной категории, которые необходимы в конкретном регионе), земельному законодательству. Доклад Михаила Ушакова был посвящен современным подходам к дистрибуции и маркетинговым стратегиям в гостиничном бизнесе. Он говорил о тенденциях в отельном бизнесе, которые наблюдались в 2010 году. Среди них – общее снижение туристического потока, отмеченное многими туркомпаниями, большее внимание к скидкам, увеличение числа индивидуальных туристов и усиление влияния интернета на процесс выбора и покупки туристических услуг. Г-н Ушаков поделился с отельерами некоторыми секретами успешного интернет-маркетинга и сравнил, как в России и странах Запада используют элементы web 2.0. Оказывается, в то время как почти 40% отельеров Европы и США используют социальные сети и системы отзывов, как обязательный элемент web 2.0 и интернет-маркетинга, более 45% представителей российского гостиничного бизнеса даже не знают, что это такое. «Что лучше – управляющая компания или директор?», – так звучала тема выступления генерального директора управляющей компании Cronwell Management, члена Правления Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина. В условиях развития российской гостиничной индустрии и вхождения на рынок, в том числе в города-«полумиллионники», ведущих мировых «цепочек» многие отельеры, особенно в кризисный период, стали задумываться о переформатировании бизнеса и обращении к сторонним консультантам. Вместе с тем, по мнению Алексея Мусакина, малые отели, не ориентированные на корпоративных клиентов и большие туристические потоки, вряд ли нуждаются в руководстве управляющих компаний и могут повысить рентабельность бизнеса с помощью небольших консалтинговых фирм. Необходимость во взаимодействии с крупными игроками индустрии с иностранным уставным капиталом возникает у более значительных объектов гостеприимства, как правило, отечественных трех-, четырех- и пятизвездочных отелей с номерным фондом более 50-70 номеров. Мотивацией обращения отельеров к услугам западных операторов является тот факт, что иностранные управленцы имеют возможность получать у инвесторов «длинные» кредиты под 7%-8% годовых сроком на 15 лет, что невозможно при обращении в российские банки. Дополнительным стимулом работы по известной франшизе выступает наличие постоянных клиентов, которые во время путешествий по миру останавливаются в отелях любимого бренда, будь то Mariott, Hilton или любой другой. Вместе с тем, по сравнению с российскими управляющими компаниями, набор операционных опций у иностранцев, применяющих к каждому проекту не индивидуальный, а глобальный подход, значительно скуднее и не затрагивает многих аспектов работы на местном рынке. Приняв решение работать под крылом российской управляющей компании, отельеры должны обратить внимание на ряд моментов – наличие у компании активов, например, в виде собственности, налаженной системы интернет-продаж, базы корпоративных клиентов, эксклюзивных, соответствующих данному конкретному объекту, стандартов сервиса, топ-персонала, способного управлять отелем, видения рекламной политики, системы продвижения бренда и ряда других. Также следует выделить выступление Алексея Волова об обеспечении лидерства отеля на рынке через реализацию его инновационного потенциала. Г-н Волов объяснил почему инновации так важны для гостиничного бизнеса и когда отелю есть смысл вкладывать деньги в их развитие. Кроме того, г-н Волов рассказал, как определить инновационный потенциал отеля, перечислил этапы инновационного процесса и привел примеры инновационных проектов компании IHG. Вадим Прасов рассуждал о тенденциях и проблемах развития малого гостиничного бизнеса в России. Он отметил, что в России наиболее развит сегмент малых отелей в Санкт-Петербурге, Сочи и на Байкале. Вадим Прасов затронул проблемы инвестирования в строительство малых отелей, обратил внимание на особенности строительства отеля вместимостью до 50 номеров, а также на сроки окупаемости подобных гостиничных проектов. Г-н Прасов заметил, что вопреки мнению иностранных инвесторов, затраты на возведение малого (до 100 номеров) отеля в Москве могут вернуться уже через 5-6 лет, а в среднем по стране через 9-12. В ходе дискуссии были затронуты многие проблемы современного российского гостиничного бизнеса, в том числе вопросы дистрибуции и маркетинга, привлечения управляющих компаний. Участники и гости форума обсудили вопросы управления лидерством и качеством отеля, рассмотрели тенденции развития малого отельного бизнеса и особенности взаимоотношений СМИ и индустрии гостеприимства. Назад |
Ассоциация Туризма Тверской области