Уважаемые коллеги!
Прошло расширенное заседание экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике, на котором обсуждалось законодательное обеспечение развития курортов и туристско-рекреационных зон в Российской Федерации.
Эксперты отметили, что российские курорты и туристско-рекреационные зоны располагают огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризм, однако, развитию этих территорий, социального туризма и санаторно-курортной отрасли препятствует отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы.
Требуется внесение поправок в федеральные законы, регламентирующие деятельность особых экономических зон, особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
На заседании эксперты представили ряд предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы санаторно-курортной отрасли.
Готовятся два законопроекта, касающихся внесения изменений в Налоговый Кодекс, которые призваны сделать санаторно-круортное лечение доступным большему числу россиян. Законопроект «О внесении изменений в ст. 219 части второй Налогового Кодекса РФ» предусматривает возможность применения социального вычета по налогу
на доходы физических лиц в сумме, уплаченной отдыхающим за услуги по организации туризма и отдыха на территории России, в соответствии с договором о реализации турпродукта, но не более 50 тыс. руб. на человека в налоговом периоде.
Законопроект «О внесении изменений в ст. 255 и 270 части второй Налогового Кодекса РФ» предусматривает отнесение к расходам на оплату труда организацией-налогоплательщиком РФ оказание услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации турпродукта работнику, его супруге
(супругу), родителям, или подопечным в возрасте до 24 лет.
Предположительно эти законы вступят в силу не раньше 2015 года.
По мнению участников заседания, реализацию этих законов следует начать с санаторно-курортной отрасли.
Законопроект «О внесении изменений в ФЗ „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ предлагает дополнительные меры господдержки для создания и развития этих территорий. Кроме того, предлагается ввести понятия ОЭЗ регионального уровня, а также техно-, агропромышленного и туристического парка. Также в этот закон предлагается внести поправки, которые бы позволили местному населению сохранить традиционные формы хозяйствования на территории ОЭЗ.
Много предложений поступило от представителей федеральных курортов. Эксперты отметили, что лишение лечебно-оздоровительных местностей и курортов статуса особо охраняемых природных территорий (ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об особо охраняемых природных территориях“) приведет к потере курортов и разрушению
санаторно-курортной отрасли.
Также было отмечено, что необходимо ускорить подготовку поправок в Закон о туристской деятельности, касающихся разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами, что позволило бы более эффективно развивать региональные ОЭЗ. Кроме того, внести в закон положения, касающиеся социального туризма, санаторно-курортного турпродукта, оказания санаторно-курортных услуг и проч.
Эксперты подчеркнули, что для развития санаторно-куротной отрасли и социального туризма необходимо также развивать субсидирование авиаперевозки, отменить НДС на авиабилеты по основным «курортным» направлениям, сформировать Реестр санаторно-курортных организаций и курортного фонда и, наконец, разработать долгосрочную программу развития санаторно-курортной отрасли..
Предложения, представленные экспертами, касались не только санаторно-курортной отрасли, но туристской отрасли в целом.
Поступило предложение ввести понятие региональный турпродукт, понятия сельский (аграрный) туризм, гостевой дом, законодательно урегулировать кадастровый учет маршрутов. Ряд экспертов сочли необходимым разработать и принять закон «О сельском (аграрном) туризме в РФ».
Для регламентирования деятельности турагентств было предложено ввести в закон понятие «региональный учет субъектов турдеятельности, которое помимо турагентств включало бы гостевые дома, ИП и прочие туристские организации, и отнести ведение учета к компетенции регионов.
Также поступило предложение отнести к компетенции регионов не только проведение аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (как это есть сейчас), но и выработку требований, которым должны соответствовать эти сотрудники, поскольку этот вопрос на федеральном уровне до сих пор не урегулированы.
Назад