Ассоциация Туризма Тверской области

Расширенное заседание экспертного совета по туризму Комитета по социальной политике Совета Федерации

30.06.2014

Уважаемые коллеги!

Прошло расширенное заседание экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике, на котором обсуждалось  законодательное обеспечение развития курортов и туристско-рекреационных зон в Российской Федерации. 

Эксперты отметили, что российские курорты и туристско-рекреационные зоны располагают огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризм, однако, развитию этих территорий, социального туризма и санаторно-курортной отрасли препятствует отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы.
 Требуется внесение поправок в федеральные законы, регламентирующие деятельность особых экономических зон, особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 
На заседании эксперты представили ряд предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы санаторно-курортной отрасли. 
Готовятся два законопроекта, касающихся внесения изменений в Налоговый Кодекс, которые призваны сделать санаторно-круортное лечение доступным большему числу россиян.  Законопроект «О внесении изменений в ст. 219 части второй Налогового Кодекса РФ» предусматривает возможность применения социального вычета по налогу
на доходы физических лиц в сумме, уплаченной отдыхающим за услуги по организации туризма и отдыха на территории  России, в соответствии с договором о реализации турпродукта, но не более 50 тыс. руб. на человека в налоговом периоде. 
Законопроект «О внесении изменений в ст. 255 и 270 части второй Налогового Кодекса РФ» предусматривает отнесение к расходам на оплату труда организацией-налогоплательщиком РФ оказание услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации турпродукта  работнику, его супруге
(супругу),  родителям, или  подопечным в возрасте до 24 лет. 
Предположительно эти законы вступят в силу не раньше 2015 года.
По мнению участников заседания, реализацию этих законов следует начать с санаторно-курортной отрасли.  
Законопроект «О внесении изменений в ФЗ „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ предлагает дополнительные меры господдержки для создания и развития этих территорий. Кроме того, предлагается ввести понятия ОЭЗ регионального уровня, а также техно-, агропромышленного и туристического парка. Также в этот закон предлагается внести поправки, которые бы позволили местному населению сохранить традиционные формы хозяйствования на территории ОЭЗ.   
Много предложений поступило от представителей федеральных курортов. Эксперты отметили, что лишение лечебно-оздоровительных местностей и курортов статуса особо охраняемых природных территорий (ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об особо охраняемых природных территориях“) приведет к потере курортов и разрушению
 санаторно-курортной отрасли.    
Также было отмечено, что необходимо ускорить подготовку поправок в Закон о туристской деятельности, касающихся разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами, что позволило бы более эффективно развивать региональные ОЭЗ. Кроме того, внести в закон положения, касающиеся социального туризма, санаторно-курортного турпродукта, оказания санаторно-курортных услуг и проч. 
Эксперты подчеркнули, что для развития санаторно-куротной отрасли и социального туризма необходимо также развивать субсидирование авиаперевозки, отменить НДС на авиабилеты по основным «курортным» направлениям, сформировать Реестр санаторно-курортных организаций и курортного фонда и, наконец, разработать долгосрочную программу развития санаторно-курортной отрасли..  
Предложения, представленные экспертами, касались не только санаторно-курортной отрасли, но туристской отрасли в целом.   
Поступило предложение ввести понятие региональный турпродукт, понятия сельский (аграрный) туризм, гостевой дом, законодательно урегулировать кадастровый учет маршрутов. Ряд экспертов сочли необходимым разработать и принять закон «О сельском (аграрном) туризме в РФ». 
Для регламентирования деятельности турагентств было предложено ввести в закон понятие «региональный учет субъектов турдеятельности, которое помимо турагентств включало бы гостевые дома, ИП и прочие туристские организации, и отнести ведение учета к компетенции регионов. 
Также поступило предложение отнести к компетенции регионов  не только проведение аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (как это есть сейчас), но и выработку требований, которым должны соответствовать эти сотрудники, поскольку этот вопрос на  федеральном уровне до сих пор не урегулированы.


Назад