Предложения Федерального агентства по туризму к Концепции проекта ФЗ«О туризме и туристской деятельности в РФ»14.08.2013
В настоящее время в Российской Федерации основные принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, экономические отношения в сфере туризма, а также правила поведения участников туристского рынка, регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности). Закон о туристской деятельности внес значительный вклад в формирование правовых основ современного туристского рынка, упорядочение отношений между участниками туристской деятельности, а также усиление гарантий защиты прав туристов. Вместе с тем, предметом его регулирования является, прежде всего, защита прав и законных интересов туристов, выезжающих за рубеж, что, как показывает опыт других государств, является исключительно важной, но не единственной задачей законодательства в сфере туризма. Другой актуальной задачей правового регулирования является формирование правовых основ создания благоприятных условий для развития туристской индустрии, а также внутреннего и въездного туризма. В этой части положения Закона о туристской деятельности носят в высшей степени фрагментарный и декларативный характер. Еще в 1989 году Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму констатировала, что парламенты должны рассмотреть в свете выводов, сделанных на конференции, все юридические правила, касающиеся туризма, с целью их объединения (при одновременном устранении существующих пробелов) во всеобъемлющее законодательство, где были бы кодифицированы национальная политика и приоритеты в области туризма. Среди направлений, которым в рамках законодательства могло бы уделяться первоочередное внимание, следует назвать: минимальные нормы и системы классификаций; стоимость объектов и услуг; защиту туристов от эксплуатации; совершенствование и проведение в жизнь туристских законов и постановлений; финансовые стимулы для внутренних и иностранных инвесторов; туристские достопримечательности и охрану окружающей среды и т.д. Следует отметить, что многие нормы Закон о туристской деятельности, несмотря на их регулярное обновление, «морально» устарели, а понятийный аппарат нуждается в совершенствовании и развитии. В частности, содержание самого понятия «туризм» нуждается в пересмотре. Так, во многих иностранных правовых системах, а также в международном праве под туризмом понимается сложный межотраслевой комплекс ( «сфера туризма»), один из приоритетов социально-экономической, эколого-культурной политики государства, а не только путешествия (временные выезды) граждан, как об этом говорится в Законе о туристской деятельности. За 17 лет действия Закона о туристской деятельности «смежное» законодательство значительно ушло вперед и стало более современным. В результате возникли пробелы и противоречия, требующие согласования и гармонизации объемного массива правовых норм разной юридической природы. Поэтому в Законе о туристской деятельности необходимо уточнить комплекс методов государственно-правового воздействия на сферу туризма, а также четко разграничить полномочия между органами публичной власти всех уровней, что будет способствовать обеспечению единства системы исполнительной власти в сфере туризма в Российской Федерации. В 2008-2012 году были приняты нормативные акты и даны поручения Президента и Правительства России, реализация которых также требует скорейшего совершенствования законодательства о туристской деятельности. И наконец, известно, что сфера туризма Российской Федерации, а также национальный туристский рынок в настоящий момент являются неотъемлемыми частями мировой (глобальной) системы туризма. Поэтому назрела необходимость комплексного приведения российского законодательства о туристской деятельности в соответствии с международно-правовыми нормами, правилами и стандартами, в том числе актами Союзного государства России и Беларуси, Таможенного союза, СНГ, а также основополагающими принципами Всемирной торговой организации. Является актуальным и дальнейшая гармонизация и сближение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности и права ЕС в сфере туризма. Все это свидетельствует о том, что в связи с существенным изменением правовых, социальных и экономических условий функционирования Российского государства и общества законодательство о туристской деятельности требует кардинального пересмотра, с учетом сохранения правовых институтов, которые положительно зарекомендовали себя. При этом нормотворческая практика показывает, что наиболее эффективным путем развития законодательства в таких случаях является подготовка нового базового закона, регулирующего весь комплекс правовых проблем, а не «точечные» изменения действующего правового акта (см., например, Федеральные законы «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007) «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011).
II. Цели, задачи и принципы нового Закона
Туризм в новом Законе должен рассматриваться как сложный межотраслевой комплекс, важнейший фактор обеспечение духовного и экономического единства многонационального народа России, а также эффективный способ сохранения его культурно-национальной идентичности, обеспечения благополучия и процветание нашей страны.
Закон призван решить следующие задачи:
1) Политико-правовые: – формирование правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации, обеспечение единства туристского пространства, свободы перемещения услуг, информации и финансовых средств на туристском рынке; – укрепление законности, общественного порядка и общественной безопасности на туристском рынке, усиление мер обеспечения безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов в России и за рубежом, повышение у субъектов сферы туризма уровня правовой культуры и культуры безопасности; – развитие институтов гражданского общества и организация их взаимодействия с органами государственной власти при реализации государственной политики в сфере туризма.
2) Социально-экономические: – использование потенциала туризма для обеспечения гражданского мира и согласия, улучшения жизни, здоровья и благосостояния российских граждан, а также качества социальной среды, в том числе путем создания новых рабочих мест, повышения трудоспособности, духовного и интеллектуального развития населения; – повышение конкурентоспособности индустрии туризма Российской Федерации, переход ее к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития за счет модернизации, энергоэффективности, улучшения качества, разнообразия и доступности услуг для населения; – рациональное использование экономических возможностей и сбалансированное пространственное развитие субъектов Российской Федерации, формирование на их территориях современной инженерной, социальной, транспортной и иной инфраструктуры туризма, диверсификация производственной специализации моногородов и моноотраслевых городских и сельских поселений за счет развития продукции и услуг индустрии туризма; – интеграция российской туристской индустрии в мировое туристское хозяйство; обеспечение продвижения российских предпринимателей на приоритетные туристские рынки путем эффективного их позиционирования в нишах международного туризма.
3) Эколого-культурные: – обеспечение комплексного подхода к сохранению и рациональному использованию культурно-исторического наследия, облика исторических поселений, содействие развитию различных видов культурной деятельности, народных художественных промыслов; вовлечение коренных малочисленных народов России в экономически выгодную для них туристскую деятельность; – охрана окружающей среды, капитализация преимуществ Российской Федерации в сфере экологического туризма (запасы чистой воды и воздуха, нетронутые природные ландшафты, уникальная флора и фауна и др.).
4) Информационные: – формирование качественно нового образа России как страны, благоприятной для туризма, стимулирование интереса граждан к материальным и духовным ценностям России, ее традициям, нормам общественной жизни, формирование у населения чувства уважения к Отечеству, осознания ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями как важных факторов единения многонационального народа Российской Федерации.
Представляется, что основными ПРИНЦИПАМИ нового законодательства в сфере туризма могут быть следующие положения: 1) конституционное обеспечение и соблюдение «права граждан на туризм» как совокупности прав на отдых, досуг, свободу передвижения, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и иных прав человека и гражданина при совершении путешествий; 2) признание, уважение и неукоснительное соблюдение и государственная защита прав и свобод туристов, осуществление им покровительства за пределами территории Российской Федерации; 3) комплексность мер государственного регулирования; 4) приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма; 5) разграничение полномочий в сфере туризма между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 6) согласованное функционирование и эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере туризма, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований,на основе сочетания централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности; 7) качество и доступность предоставляемых государственных и муниципальных услуг в сфере туризма; 8) эффективное взаимодействие органов исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти с институтами гражданского общества, а также с международными межправительственными и негосударственными организациями в сфере туризма; 9)обеспечение безопасности туризма; 10) доступность туристских ресурсов для населения Российской Федерации; 11) упрощение визовых, таможенных, пограничных, медицинских формальностей при одновременном повышении эффективности мер безопасности туризма; 12) поддержка профессионального образования и научных исследований в сфере туризма; 13) повышение уровня культуры туризма и отдыха, формирование у местного населения, принимающего туристов, «туристского сознания» — идеологии гостеприимства по отношению к путешественникам.
III.Примерная структура нового Закона
С учетом наиболее эффективного международного и иностранного опыта структура нового федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» может выглядеть следующим образом:
I. Общие положения
1.Основные понятия 2.Предмет и задачи правового регулирования в сфере туризма и туристской деятельности 3.Основные принципы государственной политики и правового регулирования в сфере туризма и туристской деятельности. 4.Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма и туристской деятельности 5.Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации 6.Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма и туристской деятельности 7.Полномочия (права) органов местного самоуправления в сфере туризма и туристской деятельности.
1.Структура системы туризма и туристской деятельности в Российской Федерации. 2.Основные виды туристских поездок (путешествий) и их классификация. Характеристика приоритетных направлений туризма в Российской Федерации (внутренний, въездной, самодеятельный туризм) 3.Туристы, экскурсанты, постояльцы, их права и обязанности. 4.Туристские ресурсы Российской Федерации, их виды и классификация. 5.Туристская индустрия. Классификация и виды объектов туристской индустрии. Особенности из создания, функционирования и прекращения деятельности. 6. Субъекты, осуществляющие туристскую деятельность и субъекты туристской индустрии. Виды и классификация субъектов туристской индустрии. 7.Некоммерческие организации туристской индустрии, их виды, классификация, цели и функции. Особенности создания, обеспечения функционирования и прекращения существования некоммерческих организаций, имеющих статус, присваеваемый Правительством Российской Федерации (Объединение туроператоров в сфере выездного туризма, Национальная туристская организация и др.). 8.Печатные и электронные информационные ресурсы в сфере туризма и туристской деятельности 9.Работники туристской индустрии.
1.Формы и методы государственного регулирования в сфере туризма и туристской деятельности. Критерии и показатели эффективности и результативности государственного регулирования в сфере туризма и туристской деятельности 2.Программно-целевые (установочные) методы государственного регулирования (целевые программы, стратегии и другие). 3.Единый кадастр туристских ресурсов Российской Федерации. Порядок охраны, рационального использования и развития туристских ресурсов. 4.Единый федеральный реестр туроператоров. 5.Классификация объектов туристской индустрии 6.Стандартизация деятельности субъектов туристской индустрии 7.Государственная аттестация экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов проводников. 8.Продвижение внутреннего и въездного туризма с целью формирования образа России как страны, благоприятной для туризма. Туристско-информационные центры. Представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за рубежом. Премия Правительства Российской Федерации за достижения по развитию туризма. 9.Методы государственной поддержка приоритетных направлений туризма и туристской деятельности. Инвестиционная деятельность в сфере туризма. Концессионные соглашения, туристско-рекреационные особые экономические зоны, субсидирование строительства средств размещения, реестры малых средств размещения и др.
1.Туроператорская деятельность и турагентская деятельность. Договоры, направленные на формирование, продвижение и реализацию туристского продукта. Договор о реализации туристского продукта. Договор агентирования в туризме. Договор на организацию круизного путешествия. Договор на организацию клубного отдыха (таймшер). Финансовое обеспечение (договор страхования гражданской ответственности туроператора, банковская гарантия). Особенности заключения договоров в сфере туризма с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Правовой статус операторов автоматизированных туристских информационных систем.
2.Деятельность гостиниц и других средств размещения. Договор гостиничного обслуживания (на предоставление гостиничных услуг)
3.Деятельность экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников (договор на экскурсионное облуживание, договор оказания услуг инструктора-проводника на сопровождение по маршруту повышенной опасности).
4. Особенности организации осуществления туристской деятельности в Арктике и Антарктике, в особо охраняемых природных территориях (природных комплексах), на территории объектов культурного наследия, туристско-рекреационных особых экономических зонах и др.
IV. Результаты принятия Закона
По мнению Ростуризма, принятие нового Федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации» будет способствовать: Превращению сферы туризма в реальный сектор экономики и важнейшее направление жизнедеятельности Российского государства и общества; усилению гарантий защиты прав и законных интересов туристов и обеспечению их безопасности, повышению эффективности правового регулирования туризма на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а также обеспечению стабильности, непротиворечивости и предсказуемости законодательства в сфере туризма; формированию правовых основ государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма на всех уровнях публичной власти; укреплению законности и правопорядка на туристском рынке, приведению законодательства Российской Федерации о туристской деятельности в соответствии с наиболее эффективными международными и иностранными правовыми стандартами в данной сфере.
Назад |
Ассоциация Туризма Тверской области