Ассоциация Туризма Тверской области

Дизайн без правил»

28.07.2010

«Дизайн без правил»

 

Сидя день ото дня в ресторанах и кафе первопрестольной, то и дело, невольно подслушиваешь разговоры гостей за столом, особенно интересны беседы людей в дорогих, премиальных ресторанах, и тогда, когда тот или иной гражданин или гражданка впервые там оказались. Вы не поверите, но факт: основным критерием качества того или иного заведения, для большей части населения нашей необъятной родины, является не кухня и не обслуживание, а дизайн. Да! Да! Дизайн и личность творца, разумеется. Ваш «вышколенный» персонал может сколько угодно игнорировать пожелания гостей, а обиженные судьбой и управляющим повар, способен положить в блюдо живого таракана, иногородняя уборщица вправе закрыть туалет в «пиковые» часы на дезинфекцию, и всё это владельцу ресторана сойдёт с рук, если дизайн соответствует понятию гостей о наивысшей «крутизне» ресторана. Причём чем дальше от Москвы, тем «дизанерскее» рестораны. Хочешь заработать денег в ресторанном бизнесе? Нет ничего проще. Вызывай известного дизайнера-факира и дело в шляпе. Поверьте, так думает подавляющее большинство наших сограждан. Но сегодня, вместе с главным архитектором «Росинтера» Неонилой Полянцевой мы покажем изнаночную сторону фокусов дизайнеров, скрытую для посторонних глаз, чтобы стало наконец понятно, кто есть дизайнер на самом деле.

 

В далёком 2002 году, написав концепцию американской кофейни для своего первого клиента, я отдал её дизайнерам, которых выбрал мой заказчик из большого списка претендентов. Прошёл месяц и вот первая картинка, вид которой меня испугал и заставил задуматься, где же я сделал промашку. От рафинированной кофейни не осталось и следа, интимный приглушённый свет сменился светом ярких встроенных потолочных ламп, скромные стульчики превратились в ярко красные диваны, а деревянные столешницы ухитрились стать пластиковыми мышино серого цвета. Я пережил шок. Но клиенту дизайн понравился. Правда, кофейней это было назвать нельзя. Впоследствии, поменялась и концепция. Так в муках творчества родилось городское «Кафе (095)» на Серпуховской. Со временем, я понял, что промашки я не сделал никакой, просто господа дизайнеры плевать хотели на моё ощущение проекта. Они сделали то, что им казалось, будет лучше смотреться в этом помещении. Они никого не спрашивали, ни с кем не советовались. Просто взяли и сделали. Так началась моя неравная «рельсовая» война с носителями этой странной профессии дизайнер.

 

Уж 8 лет минуло с того дня, полку дизайнеров прибыло, но с количеством испарилось качество. А главное исчезло понимание того, для чего они нужны. О своей реальной роли в создании ресторанов они и не помышляют. Их об этом не спрашивают, а они и не парятся. Живут себе как сорняки в огороде. Сколько с ними не бейся, всё равно живы и размножаются. Спросите себя, к кому вы шли в первую очередь в попытке открыть новый ресторан. Не прячьте виновато голову, не отворачивайтесь, ища прощения. И так все знают. Вы шли к дизайнерам, в лучшем случае к архитекторам. И вам крайне везло, когда вы попадали в архитектурное бюро, ведь там вам задавали вопрос, который расставлял всё по местам, вас спрашивали про святая святых ресторана, вас спрашивали про концепцию. Вы удивлённо озирались, и шептали про то, что вы и слыхом не слыхивали про такое слово, и просили поведать или показать как она выглядит. И тогда вам показывали великое таинство, от познания которого, вы становились великими кормчими ресторанного дела, как по шаблону переписывая, сей манускрипт на свой лад. Но подобное случалось редко, и тогда вы шли к дизайнерам и просаживали свои «кровные» в неудачном проекте. Ну, вспомните, так было?

 

Отчего же так получается, спросите вы, а я отвечу, что архитекторы гордясь полученными знаниями в умных институтах, дорожили и дорожат своей репутацией, пусть даже кто то из их роду племени и стал называться дизайнером, но репутацию и профессионализм сохранил и возвысил. Существует пословица «Каждый архитектор может стать дизайнером», но никогда наоборот. Вы вот сейчас не смотрите в рот своему дизайнеру, а попросите диплом его, спросите, что он заканчивал, какие знания и от кого получил. Вам повезёт, если его образование будет профильным, хоть на грамм. Ведь как бывает, закончил человек Строгановку, архитектуры не знает, художник одним словом, а вывеску Дизайнер на себя нацепил. А то, что он максимум декоратором может стать, никого не волнует. Но всё больше в этом мире псевдоломоносовых, которые вышли из народа, говорить хорошо и красиво умеют, передирать интерьеры из красивых книжек научились и работают, не покладая языков и рук. Поэтому, вспоминая архитектора, который проектировал «Кафе (095)», неизменно восхищаюсь его талантом и профессионализмом. Заказчик довольно прижимистый дядя. В помещении будущего кафе работал продовольственный магазин, который до ремонта он не хотел закрывать. А чистовые размеры снять было необходимо. Что делать? Под покровом ночи мы вместе с ним снимали размеры, на глаз вычисляя толщину гипсокартона на стенах, размер профилей и т.д. И исходя, их этих данных, проектировали ресторан. Когда в уже готовое, после ремонта, помещение привезли оборудование оно встало в «ноль», все размеры совпали. Вот это уровень мастерства! Впоследствии этот талантище перешёл работать в «Кофеманию».

 

Так что же такое Дизайн? А архитектура? Наверняка, каждый хоть раз путал эти понятия. В английском языке слово Design значит проект, соответственно дизайнер это проектировщик, т.е. специалист, разрабатывающий в деталях, ранее созданную кем-то концепцию. Не сам создающий концепцию, а разрабатывающий интерьерный проект. А у нас что? Наши соотечественники, почему-то как мыши на дудочку идут за сладким голосом дизайнеров, которые им почти гипнотически внушают, что кроме них никто концепцию создать не может. А простаки верят. Потому что не понимают, что концепция ресторана и концепция интерьера ресторана суть абсолютно разные вещи. Не далее, как на прошлой неделе обсуждал с одним очень известным дизайнером совместную деятельность по организации нового проекта, в его понимании – бизнес план, технологический проект и все остальные части проекты, концепция дизайна; всё это укладывается в понятие концептуальная часть. Круто, не правда ли? У всех остальных это называется проектная часть, а у дизайнеров концептуальная. Почему? Ответ ясен как день, так красивее звучит, да и продать бестолковому клиенту проще. Под современное российское понятие Дизайнер в просторечье подпадают почти все представители творческих профессий и не только, имеющие отношение к созданию интерьеров и экстерьеров. Причём к данной категории относятся, как и специалисты объёмного моделирования, так и художники, декораторы и что самое обидное – архитекторы. Существует гибельно для множества ресторанных проектов мнение, что придумывает концепцию дизайна именно дизайнер, а прочерчивает архитектор. Это основная причина множества неудачных и откровенно убыточных ресторанных проектов. Очень часто к архитекторам обращаются словом дизайнер. Как правило, они обижаются на это откровенно ругательное слово. Для большинства профанов, архитектор это чертёжник. Глупость, не требующая доказательств. Заглянув в толковый словарь русского языка Ушакова, можно прочитать, что архитектор это зодчий, специалист по проектированию и сооружению зданий. А в настоящем современном мире он создаёт образ и полную концепцию проекта, над которым работает. Он заботливо обдумывает всё до мельчайших деталей, как именно будет выглядеть объект, каково будет его форма, цвет, размеры, как он будет восприниматься издалека и впишется ли в окружение, будет ли удобно, уютно и функционально внутри, а также немаловажным фактором является возможность воплотить свою задумку с технической точки зрения. Дизайнер же старается показать и вложить в интерьер все известные ему новомодные веянья, зачастую абсолютно, всё, что он где-то, когда-то видел. В основном, он старается показать заказчику, свое видение объекта, мало заботясь о необходимом функционале и правильности выражения задуманной или сформированной уже концепции. К сожалению, интерьер начинает "распадаться" от нагромождения деталей, архитектурных решений и очень часто, от отсутствия связки с инженерными решениями, имеющими при проектировании ресторанов, наверно самую важную роль. То есть резюмируя вышесказанное, архитектор думает о всём интерьере изнутри и снаружи, а дизайнер только снаружи, поскольку для внутреннего продумывания деталей образования не хватает. На практике был случай, когда дизайнер так напроектировал, что инженеры компании не смогли выполнить его задумку. На это он ответил следующее «Я дизайнер, моё дело придумывать, а как вы это будете реализовывать дело ваше». Полная безответственность – вот символ большинства дизайнеров. Открыть в Твери на полутора тысячах метрах ночной клуб суперпремиум для них абсолютно естественно. Заказчик не понимает сути вещей, этим надо воспользоваться. Да, возможно, не пойдёт, но тогда можно аргументировать, что мы делаем самый современный формат, который через полтора года перестанет быть убыточным. Это реальность сегодняшнего дня. Сегодня ваши идиоты гости не понимают, но уже через пару лет они разберутся, а вы перестанете вливать свои деньги в неудачный проект. А если даже и дальше не получиться, что же всяко бывает, но мы ни за что не отвечаем. Значит, просто вам не повезло. От подобного можно застраховаться, когда проектом руководит не дизайнер, а ресторатор или специально для этого нанятая компания. Она и дизайнера привлечёт, и будет его держать в реальной узде, а потом и ответит, в случае чего, за финансовый результат проекта.

 

Кому подчиняется дизайнер? Архитектор он же дизайнер, как и шеф-повар, кадровик составная и совсем не основная часть большого проекта. Дизайнер, как и все вышеперечисленные лица, выполняет свою роль и подчиняется непосредственно создателю концепции.

 

Что должен уметь дизайнер? Дизайнер должен иметь опыт работы с общественными помещениями. Часто бывает обратное – дизайнер работал на частных объектах и также подходит к дизайну ресторана, это может негативно отразиться на конечном результате. Почему? При работе с частными интерьерами он ориентирован на заказчика, на его вкусы, привычки. При работе с общественными помещениями он должен быть ориентирован на бизнес, на концепцию.

 

Конечно, большинству дизайнеров достаточно концепции, но лучше предоставить техническое задание, где вы можете перечислить и описать ваши пожелания к дизайну. Дизайнеру необходима эмоциональная составляющая задания. Его нельзя загонять в тесные рамки, говорить «здесь будет диван, такого-то цвета, а здесь портрет моей мамы в молодости». Дизайнер – творческая натура. Концепция, несколько консультаций ему будет достаточно.

 

Лучше всего работать с юридическими лицами – архитектурными мастерскими или дизайн-бюро. Дело в том, что человеку творческому всегда трудно заниматься бизнесом, говорить о деньгах. В фирмах, этим занимаются менеджеры. Они и ответят в случае чего за задержку при сдаче работы или не проработанный архитектурный проект. Бывает, что клиент говорит дизайнеру «У вас есть месяц на дизайн-проект». Услышав эти слова, большинство дизайнеров приступают к нему за несколько дней до конца срока. Естественно, вовремя сдать его не получается. Поэтому лучше всего работать с фирмой, обязательно заключив договор, в котором нужно прописать все требования, пожелания, замечания для Вашего проекта. Обязательно указать сроки и штрафные санкции. Например, наша компания прописывает в договоре 3000 долларов США штрафа за каждый день просрочки. Только профессионалы уверенные в себе идут на это, большинство отсеивается сразу.

 

Каждый дизайнер работает в своём каком-то стиле. Дизайнеров, у которых одинаково хорошо получаются проекты в стиле модерн или техно, не бывает. Существует мнение, что дизайнер обязан предоставить Заказчику минимум три варианта дизайна. В действительности он серьёзно работает только над одним. Два остальных не проработанные. Это один из фокусов дизайнеров. Заказчик выбирает тот, который нужен дизайнеру.

 

Сколько стоит дизайнер? Хороший вопрос. Цены разнятся от 900 рублей до бесконечности. Причём на вопрос о цене, вам не ответят конструктивно. Обычно, дизайнеры берут деньги за метр площади помещения без учёта технологических помещений. Но существуют ухари, которые берутся освоить всю площадь самостоятельно. Иногда можно слышать следующее, где я скажу поставить кухню и бар, там её ставит и надо. Бред сивой кобылы. Сначала делается технологический проект, а уже потом говорится дизайнеру, где нужны его таланты, но, ни в коем случае не наоборот. Не надо забывать ещё и том, что практически все без исключения дизайнеры работают, за счёт откатов. 5-10% процентов от общей суммы проекта, к гадалке не ходи, в кармане у дизайнера и это при полнейшем отсутствии ответственности за результат. Один ресторатор говорит так «Дизайнер это как жена. Или повезёт, или нет». Если проект не получился, значит с дизайнером не повезло. Во как!

 

В общем и целом остаётся лишь добавить, что правил и законов в дизайне, конечно, нет. Как нет их в любом другом творчестве. Но если Вы направите свои стопы в «Турандот» к примеру, то поймёте, почему профессионалы ресторанного рынка выбирают профессионалов архитектуры, пусть даже и иностранной.

 

 Денис Яхно, Неонила Полянцева.


Назад