Ассоциация Туризма Тверской области

5 июля 2010 года состоялось рабочее совещание представителей ФРиО с заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Н. А. Власовым

14.07.2010

5 июля 2010 года состоялось рабочее совещание представителей ФРиО с заместителем руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Н. А. Власовым

 

От Федерации Рестораторов и Отельеров на встрече присутствовали вице-президент А. А. Иванов, исполнительный директор НП «Ассоциация Рестораторов и Отельеров Нижегородско области» Л. В. Кузьмичева, директор по развитию ЗАО «Едок» Н. А. Жукова.

Приглашение на встречу делегации из регионального отделения было обусловлено тем, что именно от нижегородских рестораторов неоднократно поступали жалобы на большое количество проверок сферы общественного питания ветслужбой.

 

В начале встречи было еще раз отмечено, что «профильным» контролирующим органом для предприятий питания является Роспотребнадзор и полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору начинаются там, где крупные производства используют в технологическом процессе переработку мясной продукции. Например, это крупные сети, в заготовочных цехах которых разделываются туши или полутуши. Если же кафе или ресторан работает с продукцией, на которой, по выражению Н. А. Власова, «есть этикетка», соответствующий контроль лежит на Роспортебнадзоре и, разумеется, совести самого предпринимателя.

 

Вице-президент ФРиО А. А. Иванов озвучил на совещании вопрос, поступивший в адрес Федерации от сети «Елки-Палки»: «Должно ли предприятие – в рамках одного юридического лица – выписывать ветеринарные свидетельства на продукцию при организации доставки с фабрики-кухни по точкам сети». Н. А. Власов ответил, что уже в ближайшем будущем эту процедуру возможно оптимизировать с помощью электронных систем, но полностью исключить выдачу свидетельств нельзя в целях безопасности покупателей. При этом Н. А. Власов заметил, что ему кажется оптимальным переложить все процессы, связанные с производственным контролем на плечи рестораторов, когда на крупных предприятиях будет собственный ветеринарный врач как штатная единица, а не чиновник, совмещающий государственную службу с работой по договору. Таким образом, предприниматели смогут не только считать и оптимизировать расходы, но и работать по более удобному графику, в том числе осуществлять доставку в ночное время, а не фиксировано с 9.00 до 17.00, как это происходит сейчас.

 

 

Также А. А. Иванов поднял ряд вопросов, касающихся как рестораторов, так и поставщиков сегмента HoReCa. Проблемы, связанные с ввозом в РФ продукции животного происхождения – от тунца для японской кухни до французских сыров, влияют в первую очередь на ценообразование блюд и их доступность для клиента. Даже тогда, когда бизнес-процессы получения документов и растаможивания у поставщика отлажены – ФРиО «мониторит» ситуацию: отрасль использует на 90 % импортное сырье, и любые ограничения, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций, как это было в прошлом году с продукцией из Китая, сразу сказываются на работе ресторанов и кафе. Также был затронут вопрос по ввозу дегустационной продукции поставщиков для участия в Международной выставке «ПИР. Индустрия гостеприимства». Для небольших партий деликатесов из Азии и Европы может быть введен облегченный режим сертификации на территории РФ.

 

Один из сложнейших вопросов, с которым уже в ближайшее время столкнутся поставщики, работающие напрямую с европейскими производителями, – новые правила ввоза, связанные с введением единых правил Таможенного союза. Как это часто бывает, закон принят без детальной отработки процедуры его реализации применительно к конкретной отрасли. Именно поэтому все вопросы, требующие разъяснений, Н. А. Власов рекомендовал отправлять на сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору www.fsvps.ru для их оперативного решения.

 

Сайт службы, по мнению Н. А. Власова, может стать эффективным инструментом работы. Более того, те перемены, которые запланированы в работе службы в ближайшее время, связаны именно с политикой по созданию «электронного государства», как компьютерного документооборота в отрасли. Все ветеринарно-сопроводительные документы от поставщика к потребителю, т. е. ресторану или кафе, будут существовать в электронном виде системы «Меркурий». Бумажные справки перестанут существовать, т. к. будет налажена единая информационная вертикаль «производитель – поставщик – потребитель», которая не только упростит документооборот, но и позволит эффективно бороться с «липовыми» справками. Старт системы планируется 1 января 2011 года.

 

Еще одна процедура, которая «запущена» в Федеральной службе и без которой работа «Меркурия» будет невозможна, – унификация ветеринарного законодательства. На данный момент в субъекты федерации отданы многие полномочия по законотворчеству в области ветеринарного контроля, что и приводит к появлению сомнительных с точки зрения закона документов – например, «добровольно-обязательных» ветеринарных удостоверений. Или предписаний территориальных управлений о раздельном хранении в морозильных камерах импортного и отечественного мяса. Структура управления ветеринарного контроля, по убеждению Н. А. Власова, должна быть «одноголовой» и строго вертикальной по образцу другой контролирующей общепит организации – Роспотребнадзора. Важная информация, которая была особенно интересна представителям НП «АРиОНо» – Нижегородского регионального отделения ФРиО – заявление, что все надзорные действия со стороны ветслужбы должны быть бесплатными. Логика проста и понятна предпринимателям: как только все действия по ветеринарному контролю со стороны госструктур станут бесплатными – те перестанут брать на себя лишние обязанности и придумывать документы, получение которых связано с платными услугами ФСГУ. На данный момент, по меткому выражению Н. А. Власова, территориальные управления работают на половину по закону, на половину – «по понятиям». Именно поэтому реформирование ставит своей целью разделить надзорные действия и бизнес-процесс, по максимуму переложив заботу о собственной безопасности на рестораторов. То, что такой подход работает – доказывается жизнью, т. к. еще не придумана лучшая мотивация для предпринимателей, чем стабильная высокая прибыль и безупречная деловая репутация.

 

В заключении встречи Н. А. Власов пригласил представителей ФРиО к активному участию в работе над законом о ветеринарии, заметив, что такое сотворчество рестораторов и Федеральной службы позволит учесть специфику бизнеса и применить к документам лучший из врачебных принципов – «не навреди». В перспективе совместная работа над документами будет представлена как в Сборнике нормативных документов по ресторанному бизнесу, так и в серии методических пособий и наглядных материалов, связанных с организацией ветеринарного контроля на производстве.


Назад