Ассоциация Туризма Тверской области

Отправка туристов «под расписку» не освобождает туроператоров от ответственности

02.02.2011

Отправка туристов «под расписку» не освобождает туроператоров от ответственности
 
Подписываемые туристами документы о том, что они предупреждены об опасности отдыха в Египте, не освобождают туроператоров от ответственности в случае, если их клиенты пострадают в результате беспорядков в стране. Об этом заявила вчера заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Надежда Назина на пресс-конференции в «Интерфаксе».

По ее словам, в первый день после появления рекомендаций Ростуризма и МИД РФ о нежелательности поездок в Египет, загрузка рейсов на этом направлении составляла 90%, но потом она резко снизилась. Сейчас, как утверждает г-жа Назина, на каждом рейсе в Египет отправляется не более 10-15 человек: это, по словам замминистра, клиенты тех компаний, которые не осознали своей ответственности перед людьми. Как сказала г-жа Назина, «по закону о защите прав потребителей, если оператор оказал услугу, которая нанесла вред здоровью человека, он будет нести уголовную ответственность». «Расписка туриста о том, что он информирован об опасности, в суде не послужит основанием для того, чтобы снять ответственность с производителя услуг. Поэтому я очень рекомендую остановить отправку туристов в Египет», – добавила Надежда Назина.

Отвечая на вопросы журналистов, г-жа Назина подчеркнула, что оператор отвечает за все, что случилось с туристом в стране временного пребывания, даже если в момент продажи тура и начала поездки там было все спокойно. Она пояснила, что в случае возникновения в стране беспорядков или других обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровья туриста, оператор обязан довести до клиента эту информацию и предоставить ему возможность покинуть место отдыха, если это необходимо. Если турфирма этого не сделает, а с туристом что-то случится, компания будет нести за ответственность.

По информации Минспорттуризма, растет число желающих вернуться из Египта досрочно, сейчас это примерно 10% отдыхающих. «Люди начинают понимать, что ситуация не улучшается, - рассказала г-жа Назина. – Многие недовольны тем, что нельзя ездить на экскурсии, покидать гостиницы. Кроме того, в гостиницах резко снизилось качество услуг, так как местное население занято своими проблемами, и им не до работы». Замминистра сообщила, что, в соответствии с решением главы Росавиации Александра Нерадько, туристы, желающие покинуть Египет до запланированной даты вылета, могут со своим билетом воспользоваться услугами любой российской авиакомпании при наличии свободных мест на рейсе. Правда, на сайте Росавиации информации о таком решении нет. Есть лишь датированное 1 февраля сообщение о том, что «российские авиакомпании продолжают выполнять регулярные и чартерные рейсы в Арабскую Республику Египет. 1 февраля 2011 года отечественными авиакомпаниями запланировано выполнение 25 чартерных и 6 регулярных рейсов».

Врио руководителя Ростуризма Александр Радьков рассказал, что ситуация на курортах спокойная, необходимости в экстренной эвакуации нет, идет плановый вывоз россиян. Главная задача - минимизировать количество туристов, находящихся в Египте: чем меньше людей останется на курортах, тем быстрее всех можно будет вывезти, если потребуется.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин напомнил, что основную часть средств, полученных за путевки, туроператор переводит поставщикам услуг – авиакомпаниям, отелям и т.д. Доля турбизнеса в стоимости турпакета – не более 10-12%, а, например, перевозки - 40%. Но ни отели, ни авиакомпании не торопятся возвращать туроператорам деньги. «Для решения этой проблемы турбизнесу необходима поддержка государства, - подчеркнул г-н Барзыкин. - Понятно, что напрямую повлиять на отели в Египте или в какой-либо другой стране трудно. Но существует практика подписания Ростуризмом межправительственных соглашений о сотрудничестве в сфере туризма, таковых уже более 70. Мы считаем, что надо изучить возможность включения в подобные документы пунктов, обязывающих туристические власти содействовать возврату денежных средств партнерам в случае возникновения в какой-либо из стран чрезвычайных ситуаций и связанной с этим массовой аннуляцией туров». Также, по мнению Юрия Барзыкина, Минспорттуризма и Ростуризм должны поставить перед авиационными властями вопрос участия перевозчиков в возмещении стоимости туров вместе с туроператорами.

Участвовавший в пресс-конференции председатель Комитета по туризму Москвы, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько отметил, что туристические власти страны приобретают все больший опыт работы в чрезвычайных ситуациях. «Межведомственный штаб координирует деятельность всех участников процесса. Впервые вовлечены в эту деятельность региональные органы управления туризма, там, как и в Ростуризме, открыты горячие линии для тех, кому нужна помощь», - сказал г-н Шпилько. (Юлия Батырь, RATA-news)


Назад