Ассоциация Туризма Тверской области

ТУРИЗМ — В ЗАКОНЕ

31.05.2013

Ровно три года назад, в мае 2010-го Законодательным Собранием Тверской области был принят закон «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков».

На ближайшем заседании 30 мая депутаты планируют внести изменения в документ, предполагающие отдельную поддержку инвесторов, реализующих проекты в сфере туризма.

О трансформациях инвестиционного законодательства и их причинах мы беседуем с председателем областного парламента Андреем ЕПИШИНЫМ.

 

— Андрей Николаевич, три года назад Вы стали инициатором областного закона «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков».  Как Вы оцениваете его результативность?

— Областной закон о поддержке индустриальных парков пока не реализовал заложенный в нем потенциал, хотя и был назван рядом экспертов одним из лучших в России.

Особенность существования самого понятия «индустриальный парк» в правовом поле состоит в том, что оно оформляется только на региональном уровне. При этом каждый субъект Федерации идёт к созданию индустриальных парков своим путём — в том числе законотворческим.

Индустриальный парк – это не просто место с удобным способом ведения бизнеса, гарантирующее экономию на инфраструктуре плюс сопровождение проектов. Новые современные предприятия с высокой производительностью труда, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью  способны изменить экономику, привнести инновации в управленческие процессы.

Предлагаемый в законе формат поддержки индустриальных парков позволяет уйти от ручного управления инвестиционными процессами, предоставляет городам и районам возможность увязать территориальное и промышленное развитие, заняться подготовкой квалифицированных кадров и трансфертом технологий. А вложения, которые делаются в парки, окупаются через новые налоговые поступления, приходящие в бюджет. То есть бюджетные деньги работают с большей эффективностью.

Централизованное управление ситуацией при создании индустриального парка имеет только плюсы. Инвестору со стороны региональных и местных властей предоставляется полная картина экономического потенциала территории: трудовых ресурсов, транспорта, перспективных рынков сбыта продукции. Мы же получаем возможность расставлять приоритеты, планировать стратегическое развитие городов и районов с учетом их интересов.

Из этой идеологии мы и исходили, когда принимали данный закон.

 

— С тех пор Ваше мнение о методах участия государства в развитии индустриальных парков не изменилось?

—  Практика применения нашего закона подтвердила, что государство должно постоянно совершенствовать формы сотрудничества с бизнесом и профессиональными девелоперами, содействовать им в вопросах территориального планирования, развития транспортной и социальной инфраструктуры.

В то же время опыт по развитию ряда промышленных площадок в Твери частными управляющими компаниями показал, что при возникновении неблагоприятных экономических процессов, внешних негативных факторов управляющие компании не всегда выполняют взятые на себя обязательства. Недоделанная инфраструктура и некачественный сервис – еще полбеды. Разместившие на площадке свои производства резиденты не получали заявленных объемов электроэнергии, природного газа. Проект что называется «подвисал». При этом правительство области не имело никаких рычагов для решения проблем.

Индустриальный парк – по своей сути долгосрочный доходный бизнес. Поэтому воплощение проектов должно находиться в руках ответственных компаний, которые хорошо понимают, что такое инвестиционные затраты, окупаемость и что сможет сделать проекты действительно эффективными.

Все возможности для этого в законе есть. Например, такой принципиальный момент: регион при реализации проекта индустриального парка заведомо не берет на себя никаких рисков. Инвестор получает участок, занимается развитием промышленной площадки, и только после реализации проекта, приемки госкомиссией, мы возмещаем ему свою часть затраченных средств. При этом, если инвестор берет кредит на развитие парка, — возмещаем процентную ставку.

Таким образом, инвестор, вкладывая в развитие парка собственные средства, полностью несет ответственность и заинтересован действовать оперативно и эффективно, чтобы реализовать проект качественно и в срок.

Уверен, что наработанный опыт необходимо учитывать при развитии ныне действующих и планирующихся промышленных площадок. Тогда они дорастут до полноценных индустриальных парков.

 

— Предполагаемые изменения в закон «О мерах государственной поддержки при создании и развитии индустриальных парков» касаются отрасли туризма. Нет ли здесь противоречия?

— Изменения в закон вносятся действительно существенные, но противоречий в его применении я не вижу. Хороший закон должен работать одинаково для всех сфер экономики. Поиск эффективных бизнес-моделей для создания и развития парков продолжается. 

По предложению правительства области, закон будет дополнен положением о туристско-рекреационном парке. Таким образом, сфера применения закона расширяется, преференции, действующие в отношении инвесторов индустриальных парков, распространяются на инвесторов, реализующих крупные проекты в сфере туризма. Важное отличие: туристско-рекреационный парк может располагаться на нескольких земельных участках, что обусловлено особенностями создания и развития специфического турпродукта.

Отрадно, что губернатор и правительство области демонстрируют системный подход к развитию экономики территорий региона, выдвигая в качестве приоритетов конкретные отрасли. В частности, туризм сегодня становится отраслью, чрезвычайно привлекательной для инвесторов. В регион приходят компании, которые готовы вкладывать капиталы не только в отдельные туристские продукты, но и в инфраструктуру. А это стратегически важно для региона.

Уже сейчас на получение статуса туристско-рекреационного парка претендует ряд инвестиционных проектов. В том числе такой беспрецедентный по размаху как «Большое Завидово», который не имеет аналогов в России.

Есть надежда, что возможность дополнительного развития за счет туристко-рекреационных парков получат и территории, руководители которых нацелены развивать рекреационный потенциал, предлагать свой туристический продукт. Уже сегодня отдельные муниципальные районы, например, Западная Двина, именно за счет туризма добились дополнительной экономической устойчивости.

Думаю, депутаты поддержат предлагаемые изменения в закон, и уже в самом ближайшем будущем от создания и развития туристко-рекреационных парков выиграют все: инвесторы, туристы, избравшие местом отдыха наш край, и, конечно, — жители Тверской области.


Назад