«ОПОРА РОССИИ» готовит предложения по развитию налоговой системы Российской Федерации24.04.2013
Уважаемые коллеги!
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» готовит предложения по развитию налоговой системы Российской Федерации для подготовки Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Кроме того, данные материалы будут положены в основу проводимой налоговой политики «ОПОРЫ РОССИИ». Прошу Вас рассмотреть прилагаемые предложения и направить Ваши замечания и дополнения по документу в срок до 30 апреля 2013 года на адрес: .
Приложение: Предложения «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию налоговой системы Российской Федерации — на 20 л.
Исполнительный директор А.Н. Шубин Проект
Предложения ОПОРЫ РОССИИ по развитию налоговой системы Российской Федерации в целях подготовки Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов В Основных направлениях налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее – ОННП) целесообразно закрепить общие принципы налоговой системы: — неизменность налоговой нагрузки, — стабильность законодательства о налогах и сборах, — развитие стимулирующей функции налоговой системы, включая предоставление новых льгот, направленных на стимулирование экономики государства, — повышение качества налогового администрирования. Данные принципы гарантируют предсказуемость налогового законодательства для предпринимательского сообщества. Вместе с тем считаем налоговое законодательство Российской Федерации комплексно устаревающим, а в силу постоянного внесения изменений и установления налоговых льгот, разрозненным и непоследовательным. Таким образом, в дальнейшем при развитии налогового законодательства считаем возможным комплексного и системного развития в следующих направлениях:
Предусмотренные в настоящее время специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентная система налогообложения) нуждаются в дальнейшем единого и структурированного реформировании в рамках следующих направлений: — простота, доступность и открытость применения и исчисления сумм налога в рамках налоговых режимов; — унификация законодательных актов, регламентирующих деятельность малого и среднего предпринимательства; — упрощение процедур налогового администрирования; — установление справедливой, доступной и эффективной налоговой нагрузки на малое и среднее предпринимательство. В целях реализации указанных направлений ОПОРОЙ РОССИИ предлагаются следующие меры по совершенствованию налогового законодательства:
1.1. Развитие общих принципов налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства. Снижение налоговых ставок по налогам, уплачиваемым малым и средним предпринимательством, применяющим общую систему налогообложения, на период от 2-х до 4-х первых лет деятельности Налоговая нагрузка на малый и средний бизнес по-прежнему остается очень высока при незначительной доходности бизнеса в первые годы осуществления деятельности. Зачастую высокая налоговая нагрузка приводит к закрытию большей части старт-апов, что в свою очередь является одной из причин недостаточной развитости сферы малого и среднего предпринимательства. В этой связи предлагается снизить ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей по следующим корпоративным налогам: — налог на прибыль организаций; — налог на имущество организаций; — транспортный налог. Финансово-экономическое обоснование в данном случае будет зависеть от величины ставки, на которую будет понижена базовая ставка по соответствующим налогам. Кроме того, отмечаем, что до 1 января 2002 года подобная льгота была установлена Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Анализ многолетней практики применения данной льготы показал ее неэффективность. Малые предприятия, для которых была установлена льгота сроком на 5 лет, по окончании этого периода деятельность прекращали и создавали новое малое предприятие, на которое распространялось действие льготы. Таким образом, малые предприятия вообще не платили налог на прибыль организаций. В этой связи предлагается не нулевая ставка по налогам, а снижение. Данным решением будут внесены комплексные изменения по снижению налоговой нагрузи на субъекты малого и среднего предпринимательства, а не точечное снижение, которое возможно при решении вопроса о снижении ставки до 13,5% на региональном уровне. Данные меры приведут к улучшению налогового климата, снизят напряженность в кругах малого и среднего предпринимательства. Также возможно установление налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства. Похожая льгота успешно действовала ранее, предусматривая освобождение для малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно — строительные работы) — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Кроме того, предусматривались ограничения по праву на создание, а также установлена необходимость в восстановлении налога при закрытии до истечения установленного срока освобождения. На базе ранее существовавшей нормы, предлагаем снизить корпоративные налоги для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в социально-значимой сфере, учитывая ранее существовавшие критерии и возможно закрепление новых отвечающих настоящим реалиям.
1.2. Разрешение проблем применения НДС субъектами малого и среднего предпринимательства. Урегулирование порядка налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения и исключение двойного налогообложения. В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) документом, служащим основанием для принятия к вычету предъявленных сумм НДС, является счет-фактура. Вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Таким образом, в случае если поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС и при этом соблюдены все вышеперечисленные условия, то вычет сумм налога применяется в общеустановленном порядке. Таким образом, у покупателя возникает обязанность перечислить сумму выставленного налога в бюджет, однако при этом, к вычету данный налог покупатель принять не может. Соответственно действующие нормы НК РФ не запрещают принимать к вычету налог по счетам-фактурам, выставленным плетельщиками УСН. Однако, налоговые органы, рассматривая заявления о вычетах, зачастую отказывают налогоплательщикам. В этой связи, считаем необходимым подготовить предложения и принять решение по вопросу разработки особого порядка исчисления НДС при приобретении товаров у организаций и предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. Принятие указанных решений приведет к расширению возможности для применения УСН и совершенствованию порядка взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, применяющих различные налоговые режимы, а также налогоплательщиков, применяющих общую систему налогообложения. Предложения различных вариантов решения данной проблемы предлагаются ежегодно, однако данная проблема никогда не находила отражения в ОННП. В силу значимости указанных вопросов, считаем целесообразным включить соответствующие положения в ОННП. Кроме того данные положения отражены в Плане мероприятий ( «дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.
Поддержка инвестиций в отрасль добычи драгоценных металлов. В настоящее время действует норма подпункта 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которой операции по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, банкам и фондам драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке 0 процентов, а также норма подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, освобождающая от налогообложения НДС реализацию драгоценных металлов налогоплательщиками банкам и фондам драгоценных металлов и драгоценных камней и реализацию драгоценных металлов в слитках между банками. Однако, поскольку при дальнейшей продаже драгоценных металлов физическим лицам НДС с такой реализации взимается в общем порядке, существующая ситуация препятствует инвестированию денежных средств в драгоценные металлы (в первую очередь, в золото в слитках) как альтернативному иностранной валюте виду сохранности сбережений. С целью увеличения в нашей стране потребления драгоценных металлов, являющегося основным фактором развития отраслей добычи драгоценных металлов, путем стимулирования инвестиций в них как средство сохранности сбережений граждан, предлагается дополнить статью 149 НК РФ операциями по реализации драгоценных металлов в качестве освобождаемых от налогообложения НДС без дополнительного условия по кругу субъектов, их приобретающих. Данная норма позволит гражданам при продаже ранее приобретенных у банков промышленно обработанных драгоценных металлов избежать потери части сбережений в связи с уплатой при приобретении драгоценных металлов НДС по ставке 18%, а значит, повысит интерес к их приобретению, что, в свою очередь, станет фактором развития отрасли добычи драгоценных металлов.
1.3. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов. Снятие ограничений в части возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) организациями, имеющими представительства и филиалы. УСН направлен на снижение налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения, в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ предусматривает ограничение на переход и применение УСН организациями, имеющими представительства и филиалы. Данное ограничение было введено при создании данного налогового режима с целью упрощения налогового администрирования и исключения возможности для различного рода злоупотреблений. В настоящее время, в силу изменившейся экономической ситуации, считаем возможным исключения из перечня налогоплательщиков, не имеющих права на применение УСН указанных организаций и соответственно расширение возможности для субъектов предпринимательской деятельности в применении УСН. Это позволит создать дополнительные стимулы для развития бизнеса в Российской Федерации. А также данное изменение будет направлено на расширение географии бизнеса, упрощение работы субъектов предпринимательской деятельности в других регионах. Данное новшество окажет положительное влияние как на бизнес сообщество, та4к и на инвестиционную привлекательность Российской Федерации в целом.
Увеличение размера предельного значения оборота предприятия, позволяющего применять УСН (с 60 млн. рублей до 100 млн. рублей) В целях развития УСН и стимулирования применения специальных налоговых режимов предлагается увеличить предельный размер дохода, при котором субъект предпринимательства может применять упрощенную систему налогообложения, для организаций малого бизнеса, осуществляющих деятельность: - в отдельных субъектах Российской Федерации (например, Москва, Московская область, Краснодарский край и др.); — в сферах здравоохранения, образования, IT-технологий, перерабатывающих производств, строительства жилья, дорог, больниц, школ, детских садов, производства высокотехнологической продукции. В части увеличения отмечаем, что в определенных территориальных единицах доходы и расходы бизнеса значительно выше, чем в иных субъектах, что в свою очередь существенно ограничивает и приводит к сокращению малых предприятий в отдельных регионах Российской Федерации. Таким образом, при увеличении предельного размера доходов происходит выравнивание возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории России. В части меры по увеличению предельного размера для отдельных отраслей необходимо обратить внимание, что ввиду значительно меньшего налогового бремени по сравнению с общей системой налогообложения данные положения будут способствовать развитию социально значимых для страны сфер деятельности, а также это позволит снизить отрицательный эффект от значительного увеличения страховых выплат, поскольку данные отрасли зачастую наиболее подвержены подобным изменениям.
Отменить минимальный налог (1 процент от полученного дохода) для плательщиков УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответствии с пунктом 6 статьи 346.НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается, в случае если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Следовательно, минимальный налог за налоговый период уплачивается и в том случае, если за этот налоговый период получен убыток. Проблемы с применением, указанных норм возникают у налогоплательщиков в основном в том случае, когда имея большой доход, они понесли значительные расходы. В данном случае, иногда сумма полученной прибыли бывает ниже сумм налога необходимых к уплате, данный отрицательный эффект не может быть нивелирован возможностью перенесение убытков на следующие периоды. Отмечаем, что в данный режим должен быть наиболее выгоден именно для указанной категории плательщиков. Данные нормы оказывают негативный эффект на организации и индивидуальных предпринимателей ставя их в неравное положение с плательщиками иных налоговых режимов. Кроме того, обращаем внимание, что налог на прибыль организаций имеет похожую конструкцию с налогом, уплачиваемым при применении УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», однако в случае если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше 1 процента от полученного дохода, минимальный налог не применяется. В этой связи плательщики общей системы налогообложения оказываются в более выгодной ситуации, чем плательщики УСН с указанным объектом налогообложения. Таким образом, в целях приведения налогового законодательства к единообразию и сохранению стимулирующего эффекта специальных налоговых режимов, считаем целесообразным отменить минимальный налог при применении УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». Также это повысит привлекательность и сопоставимость показателей указанного специального налогового режима в сравнении с УСН с объектом «доход».
Предусмотреть возможность расширения перечня видов деятельности и актуализация критериев отнесения видов деятельности к разрешенным видам деятельности при применении ЕНВД. Основная цель ЕНВД заключается в привлечении к налоговой обязанности тех категорий лиц и предприятий, которые в силу специфики своей деятельности обладают наиболее широкими возможностями уклоняться от уплаты налога, а контроль за этими предприятиями является настолько дорогостоящим и трудоемким, что по расходам может оказаться сопоставимым с доходами, выявляемыми по результатам проверок. Таким образом, данный режим устанавливается как для упрощения отчетности и процесса исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком, так налогового администрирования фискальными органами. Принятие предлагаемых мер обусловлено изменившейся экономической ситуации в стране. Так существующие требования к помещениям, в которых осуществляется деятельность, персоналу, увеличение количества документов необходимы для предоставления отчетности и другие факторы, влияющие на целесообразность актуализации критериев, существующих в настоящий момент в гл. 26.3 НК РФ, в сторону их расширения и увеличения. Аналогичным изменениям, после тщательного анализа и выявления проблемных сфер осуществления деятельности, необходимо подвергнуть также виды деятельности, разрешенные для применения ЕНВД.
Возможность применения ЕНВД и патентной системы налогообложения при осуществлении деятельности через комиссионера. Существует проблема использования налогоплательщиками ЕНВД при осуществлении розничной продажи товаров населению через комиссионера. Налоговые органы и суды зачастую считают, что при таком способе реализации налогоплательщик не вступает в правоотношения с покупателями посредством заключения договоров розничной купли-продажи и, следовательно, не вправе претендовать на применение специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход по этим операциям. С данной проблемой могут столкнуться и налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения. Такое положение вещей ограничивает (сковывает) бизнес в способах его организации. В связи с этим предлагается внести изменения в главы 26.3 и 26.5 НК РФ, в соответствии с которыми комиссионная торговля так же будет подпадать под действие указанных специальных налоговых режимов.
Предусмотреть возможность введения дифференциации потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода В соответствии с п. 8 ст. 346.43 НК РФ предусматривается возможность дифференциации годового дохода в зависимости от вида осуществляемой деятельности, численности работников или автотранспортных средств, а также увеличивать потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем дохода в зависимости от видов деятельности и численности городов. Однако считаем целесообразным предусмотреть расширение условий, при которых может применяться дифференцирование потенциального возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вместе с тем отмечаем, что данное изменение потребует дополнительного рассмотрения вопроса о реализации налогового администрирования в данном случае. Данные изменения позволят более точно отразить экономическую ситуацию в регионе и, в свою очередь, совершенствовать меры по налоговому стимулированию конкретного круга субъектов.
Освобождение от налога на имущество организаций оборудования, прошедшего модернизацию или полученного. В настоящее время НК РФ не предусмотрено льгот для имущества (оборудования), которое было получено в лизинг по различным государственным программам субсидирования. Кроме того, организации, осуществившие и обновившие оборудование в порядке модернизации, также уплачивают налог на имущество организации в полном объеме. Однако, в п. 21 ст. 381 НК РФ предусмотрено льготное налогообложение для организаций — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. В этой связи, считаем целесообразным распространить существующие льготы на оборудование прошедшее модернизацию. Вместе с тем, считаем освобождение данных объектов будет способствовать увеличению эффективности государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и совершенствования налогообложения их деятельности, осуществляемой за счет выделяемых средств, путем установления особого порядка учета доходов.
Совершенствование механизма уплаты государственной пошлины. В соответствии с пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции — 40 000 рублей за каждый год срока действия лицензии. Таким образом, в случае отказа в выдаче лицензии сумма государственной пошлины не возвращается. Поскольку большинство налогоплательщиков подают документы для лицензии на максимально-допустимый срок данная сумма составляет 200 тыс. рублей. Однако отмечаем, что госпошлина уплачивается за оказание государственным органам за предоставление каких-либо услуг, однако в данном случае при отказе услуга не была оказана в полном объеме, поскольку плательщик фактически не получил права на осуществления деятельности, что представляет собой лицензию. В указанной ситуации государством были оказаны услуги только по обработке и проверке документов, что не подразумевает уплаты такой высокой стоимости. В этой связи считаем, что необходимо проводить рассмотрение и соответственно уплату государственной пошлины по иному механизму, предусматривающему отсутствие единовременной уплаты всей суммы или возможность осуществить возврат части суммы государственной пошлины в случае отказа.
Увеличение ответственности должностных лиц налоговых органов. При решении существующих проблем налогового администрирования, необходимо переработать нормы права направленные на установление ответственности налоговых органов в сторону ужесточения ответственности, а также предусмотреть персональную ответственность. В целях решения проблемы многочисленных ошибок при осуществлении налогового контроля (например, необоснованный отказ принятия к вычету сумм налога) необходимо установить критерии оценки эффективности деятельности налоговых органов, условия премирования отдельных сотрудников и наложения взысканий, которые направлены на стимулирование сотрудников налоговых органов не проходить все судебные инстанции в случае заведомо проигрышного судебного дела (например, дела, аналогичного тому, по которому решение было принято и вступило в законную силу ранее), а также на стимулирование своевременного возврата излишне уплаченных (взысканных) налогов. В настоящий момент ФНС России предпринято множество мер по совершенствованию работы налоговых органов, однако в настоящее время данные проблемы сохраняют свою актуальность, особенно в регионах Российской Федерации. Указанные меры будут способствовать улучшению налогового законодательства, что окажет положительный эффект на экономику страны в целом.
Обеспечение открытости государственных данных и введение повсеместного электронного документооборота. Внесение системных изменений в данной сфере позволит налогоплательщиком более эффективно исполнять свои обязанности по проверки добросовестности своих контрагентов. Консолидация и возможность получения указанной информации существенно сократит нагрузку на административный персонал различных органов по поиску и предоставлению необходимой информации. В настоящее время существуют отдельные организации, которые обладают возможностью предоставления консолидированной информации, однако в силу сложности ее получения, услуги данных компаний являются высокооплачиваемыми и доступны только среднему и крупному бизнесу. Способствование принятию данных изменений позволит существенно снизить цену на предоставление данных услуг, а также увеличить скорость осуществления проверки контрагентов. Данные меры соответствуют проводимой государством политики направленной на количественный и качественный рост доступности информации в электронном виде. Кроме того, считаем целесообразным при реализации указанного направления учитывать положительный зарубежный опыт, в особенности опыт стран-участниц Таможенного союза.
Унификация форм и требований к способам предоставления отчетности в различные ведомства. В настоящее время каждый государственный орган, в который необходима подача отчетности, устанавливает отдельные требования к тому как, когда и в каком формате должна быть представлена информация. Данные действия органов власти приводят к обязанности бизнес сообщества постоянно актуализировать существующие у них в распоряжении программы. В свою очередь данные процессы вызывают необходимость дополнительных финансовых вложений, что не всегда является доступным для малого бизнеса. Кроме того, постоянно изменяющиеся правила ведения бизнеса формируют недоверие предпринимательского сообщества, что оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность России в целом. Консолидация и унификация отчетности окажет положительное влияние не только на частные субъекты, но и позволит государственным органам более эффективно осуществлять межведомственное взаимодействие.
Унификация классификаторов наименований видов предпринимательской деятельности и норм НК РФ. В настоящее время остро встала проблема с унификацией классификаторов наименований видов предпринимательской деятельности в НК РФ и приведением их в соответствие с ОКВЭД (общероссийский классификатор внешнеэкономической деятельности). Изменения необходимо вносить непосредственно в НК РФ, поскольку это не приведет к выпадающим доходам в связи с необходимостью актуализации документов налогоплательщиков, а также к дополнительной административной нагрузке на бизнес сообщество, связанной с необходимостью замены правоустанавливающих документов на осуществление ими деятельности. Кроме того, это окажет позитивное влияние на повышение прозрачности применения законодательства и ведения бизнеса, а также снижение нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности по формированию отчетности. Данное положение отражено в Плане мероприятий ( «дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, однако, учитывая важность и целесообразность данных изменений, также закрепить их в ОННП.
Снижение фиксированного размера платежа для индивидуальных предпринимателей. Считаем необходимым скорейшее внесение изменений в законодательство о страховых взносах (Федеральный закон № 212-ФЗ и № 243-ФЗ) в части пересмотра решения о повышении ставок страховых взносов для различных категорий ИП более чем в 2 раза. При принятии решения необходимо учитывать ключевой принцип – дифференцированный подход к размеру страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в зависимости от годового дохода. Предлагается вернуться к расчету размера страховых взносов исходя из 1 МРОТ для индивидуальных предпринимателей с небольшим доходом. Проведенный «ОПОРОЙ РОССИИ» мониторинг показывает, что повышение страховых взносов наибольшим образом сказалось на индивидуальных предпринимателях с годовым доходом, не превышающим 300 тыс. руб. Именно для них совокупная фискальная нагрузка выросла максимально. Существенный рост фискальной нагрузки отчасти оказался связан с невозможностью произвести 100-процентный вычет размера страховых взносов из суммы налогов, подлежащих уплате, а также отсутствие возможности данного вычета для предпринимателей применяющих общую систему налогообложения, патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения (доход «минус» расход), а также отсутствие возможности вычесть сумму страховых взносов за самого предпринимателя при применении ЕНВД и осуществлении выплат физическим лицам. Для индивидуальных предпринимателей с доходом до 300 тыс. руб. размер страховых выплат существенно превышает размер налога. Для индивидуальных предпринимателей, имеющих годовой доход, превышающий 300 тыс. рублей, предлагается установить ставку страховых выплат в зависимости от дохода на уровне 1 МРОТ + 1% от суммы, превышающей 300 тыс. руб. В таком случае будет обеспечена равномерность фискальной нагрузки на индивидуальных предпринимателей. Принятие такого механизма означает, что для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей размер страховых выплат будет даже превышать существующий. Это произойдет для индивидуальных предпринимателей с доходом, превышающим 1,9 млн. руб. По данным Росстата средний доход одного индивидуального предпринимателя в России составляет 1,9 млн. руб. Однако в силу особенности данного подхода необходимо установить верхнюю границу величины страхового взноса в 2 МРОТ или 4 МРОТ. Это позволить нивелировать отрицательный эффект для предпринимателей с большим доходом.
Ограничения по численности ИТ-компаний, позволяющих применять пониженную ставку страховых взносов. Федеральным законом о страховых взносах (212-ФЗ) для ряда ИТ-компаний предусмотрена льготная ставка взносов в размере 14%. Льготная ставка действует с 2012-2018 гг. и возможна при выполнении следующих трех условий одновременно: 1) численность ИТ-компании более 30 человек; 2) доля доходов от этого вида деятельности более 90%; 3) аккредитация в Минкомсвязи России. Но фактически численность персонала подавляющего большинства организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, сегодня составляет менее 30 человек. Соответственно, пониженные тарифы страховых взносов фактически применимы только к крупным организациям сферы информационных технологий, что ущемляет права других участников этого рынка и не способствует развитию данного сегмента российского рынка. Необходимо отменить минимальный порог численности ИТ-компаний, то есть совершенствовать нормативно-правовую базу и обеспечить распространение пониженных ставок страховых взносов в размере 14% для предприятий IT сферы с численностью сотрудников менее 30 человек. Данная мера создаст стимулы для развития максимального числа предприятий указанной отрасли.
Пролонгация существующего льготного периода по уплате страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды деятельности. В соответствии с пп. 8 п. 1 и п. 3.4 ст. 58 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и осуществляющих отдельные виды деятельности на период 2012-2013 г.г. предусмотрено установление льготного тарифа страховых взносов в 20%. Отмечаем, что данная льгота была направлена на сглаживание эффекта от повышения страховых взносов на данные категории налогоплательщиков и была направлена на временное снижение фискального бремени. Однако корректировка тарифа на такой непродолжительный период не даст положительного эффекта как для бизнеса, так и для экономики. Существенное увеличение тарифа страховых взносов с 2014 г. приведет к закрытию многих субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, данные меры будут непоследовательны и противоречащими проводимой политики по поддержке малого и среднего предпринимательства. Назад |
Ассоциация Туризма Тверской области